NOVEMLYRICI.NET • ДЕВЯТЬ ЛИРИКОВ • ЖИЗНЬ И ПОЭЗИЯ

АЛКМАН • СТЕСИХОР • АЛКЕЙ • САПФО • ИВИК • АНАКРЕОНТ • СИМОНИД • ПИНДАР • ВАКХИЛИД

ΑΝΑΚΡΕΩΝ

Информация
Стихотворения

Биографические данные
Творчество
Влияние и значение

Биографические данные 

По сообщению Суды, Анакреонт родился в г. Теос в Ионии, в 52-ю Олимпиаду (572—568 до н. э.), во время тирана Самоса Поликрата; или в 55-ю Олимпиаду (550—556 до н. э.), во время Кира II Великого и Камбиса II. Отца его звали Скифин, или Эвмел, или Парфений, или Аристокрит [1].

В 546—547 до н. э. Теос, в числе прочих греческих городов Малой Азии, был захвачен знаменитым Гарпагом, одним из военачальников Кира. Незадолго до этого вместе с группой сограждан Анакреонт бежал во Фракию, где теоссцы поселились в восстановленной ими колонии Абдеры [1]. Об этом так упоминает Страбон: «В его время теоссцы покинули свой город и переселились во фракийский город Абдеры, так как не могли вынести оскорблений персов» [2]. Перед изгнанием Анакреонту, по-видимому, довелось принять участие в боевых действиях — в которых, судя по его собственным текстам, он не отличился.

Спустя некоторое время Анакреонт получил приглашение от тирана Самоса Поликрата, при дворе которого находился до гибели последнего в 522 до н. э. Анакреонт упоминает, что был у тирана наставником; о том, что он пользовался у Поликрата доверием, упоминает Геродот [3]. В ответ на расположение и протекцию Анакреонт посвятил своему патрону серию хвалебных од; о том, что «все его стихи полны похвал тирану», упоминает Страбон [4].

После гибели Поликрата Анакреонт переехал в Афины, ко двору тирана Гиппарха, сына Писистрата. Гиппарх, который унаследовал литературные вкусы отца, направил за Анакреонтом специальное посольство на пятидесятивесельной галере. В Афинах Анакреонт познакомился с Симонидом и другими членами блестящего поэтического окружения, собравшегося при дворе Гиппарха.

Когда после убийства Гиппарха (514 до н. э.) общество литераторов распалось, Анакреонт, вероятно, отправился с Симонидом в Фессалию, ко двору Эхекратида. Затем он вернулся в Теос, где, по свидетельству эпитафии Симонида, умер и был похоронен (495/478 до н. э.).

Лукиан упоминает Анакреонта в числе прославленных долгожителей; по его сведениям, Анакреонт умер в возрасте 85 лет. По истории, которую приводит Плиний Старший [5], Анакреонт умер, поперхнувшись виноградной косточкой. (История представляется анекдотичной и вряд ли заслуживает серьезного рассмотрения.)

В Афинах Анакреонт пользовался огромной популярностью. На Акрополе поэту была установлена статуя в виде опьяневшего певца, рядом со статуей его друга Ксантиппа, отца знаменитого Перикла. Теосцы выбивали изображение Анакреонт на монетах, где поэт представлен с лирой в руках, иногда сидя, иногда стоя. В Теосе как достопримечательность демонстрировался гроб Анакреонта. В 1835 в районе Сабинских гор в Италии была найдена статуя сидящего поэта, хранящаяся сегодня в Галерее Боргезе; считается, что эта статуя изображает Анакреонта.

Творчество 

Анакреонт писал на ионийском диалекте. Тексты Анакреонта, как всякая ранняя лирика, предназначалась для пения или декламации в сопровождении музыкального инструмента (как правило, лиры). Лирика Анакреонта — монодическая, то есть предназначенная для пения или декламации в один голос. До наших дней дошли незначительные фрагменты текстов Анакреонта, собранные из цитат позднейших авторов.

Помимо гимнов и парфениев (хоровых песен, исполнявшихся девушками), Анакреонт также писал любовные песни и стихотворения-жалобы (например, на скоротечность молодости и быстрый приход старости). Сохранились ямбические сочинения, отличающиеся инвективной интонацией; наиболее известны здесь — обращение к «фракийскому жеребенку», строптивость которого нуждается в укрощении; злобный выпад против богатого выскочки по имени Артемон (который был соперником Анакреонта).

Анакреонт — наследник Алкея и Сапфо, однако тон его текстов более светский и более насмешливый. Концепция Анакреонта характеризуется простотой в восприятии мира, иронией по отношению к самому себе; глубокое чувство и страсть у Анакреонта отсутствуют. Основные мотивы — размеренное, сознательно культивируемое наслаждение радостями жизни: любовью, вином, пирами, свободой мысли. Эмоциональный фон — предчувствие смерти и тягот старости.

Анакреонт жил в эпоху политических и социальных переворотов, когда падения и возвышения лидеров были обычным явлением, — поэт ценил легкие, мимолетные радости настоящего, не заботился о будущем и не помнил прошлого. Культ настоящего у Анакреонта, тем не менее, проникнут духом умеренности, оргиастичность ему чужда; вино «разбавлено водой, чтобы песня за чашей оставалась стройной». Анакреонт (за ним позже подражавший ему Гораций) решительно отвергает «скифство» с его буйством; поэт воспевает «любовь к согласному гимну за полной чашей».

Анакреонт был известен также как сочинитель гимнов. Наиболее известны и считаются лучшими два коротких гимна Артемиде и Дионису (сохранилось восемь и одиннадцать строк соответственно).

Неанф Кизикский приписывает Анакреонту изобретение барбитона [6].

Влияние и значение 

Анакреонт не был «пьяницей и волокитой», каким его нередко представляет традиция. Такую репутацию поэту создали множество подражаний позднейших эпох, в частности некоторые эпиграммы и сборник, известный под названием «Anacreontea». (В этом отношении примечательно замечание Афинея: «Особняком стоит Анакреонт, у которого все стихи связаны с пьянством; в стихах он изнежен и роскошен и этим обманывает многих, не знающих, что он был трезвым и добрым человеком, безо всякой нужды притворявшимся пьяницей» [7].) Подражание Анакреонту породило так называемую «анакреонтическую» поэзию поздней античности, Возрождения и Просвещения.

«Anacreontea» сохранился в рукописи X в. и был опубликован в 1554 с латинского перевода Анри Этьен (о происхождении самой рукописи ничего не известно). Сборник содержит иногда очень изящные, в стиле и духе Анакреонта стихотворения; тем не менее тексты чрезмерно выделяют любовный и застольный аспекты, в манере, самому Анакреонту не свойственной. Сборник был написан в александрийскую (и частью более позднюю) эпоху, когда этот жанр был в моде среди богатых классов больших торговых городов. Этот сборник впоследствии создал славу Анакреонту и вызывал неоднократные подражания в позднейшей литературе.

См. источники

  1. Suda, s.v. Ἀνακρέων.
  2. Страбон, «География» XIV I 30.
  3. Геродот, «История» III 21.
  4. Страбон, «География» XIV I 16.
  5. Плиний Старший, «Естественная история» VII 7.
  6. Афиней, «Пир мудрецов» IV 77.
  7. Афиней, «Пир мудрецов» X 33.

ΑΝΑΚΡΕΩΝ

информация
стихотворения

© Север Г. М., 2010. На сайте используется греческий шрифт.


ХРОНОЛОГИЯ • ПЕРЕВОДЧИКИ • ЛИТЕРАТУРА • МАТЕРИАЛЫ • ИЗОБРАЖЕНИЯ • СЛОВАРЬ

© C. SEVERUS • MMDCCLX • MMDCCLXVII