NOVEMLYRICI.NET • ДЕВЯТЬ ЛИРИКОВ • ЖИЗНЬ И ПОЭЗИЯ

АЛКМАН • СТЕСИХОР • АЛКЕЙ • САПФО • ИВИК • АНАКРЕОНТ • СИМОНИД • ПИНДАР • ВАКХИЛИД

ΙΒΥΚΟΣ

Информация
Стихотворения

Биографические данные
Творчество

Биографические данные 

О жизни Ивика сохранились скудные и противоречивые сведения. Суда сообщает, что семья Ивика происходила из Регия (южная Италия) и что он уехал на Самос в правление Эака, отца тирана Поликрата, в 54-ю Олимпиаду (564—560 до н. э.) [1]. Дата представляется спорной; она ставит Ивика на поколение старше Анакреонта, с которым он вместе жил и работал при дворе Поликрата; при этом не согласуется с данными о Поликрате, приведенными у Геродота [2]. Евсевий Кесарийский сообщает, что «о поэте узнали» между 542 и 537 до н. э.; это более верно согласуется с периодом правления Поликрата (ок. 538—522 до н. э.) [3]. В то же время данные Суды могут подтверждаться данными одного из оксиринхских папирусов [4]; фрагмент на папирусе приписывается Ивику и прославляет юного Поликрата. (Однако безусловного доказательства, что адресат фрагмента именно сам тиран Поликрат, а не, например, его сын, о котором упоминает ритор Гимерий [5], не существует.)

Суда приводит возможные имена отца Ивика — Фитий, Полизел или Кедрас, историк из Мессы [1].

Некоторые исследователи по анализу сохранившихся фрагментов предполагают, что перед переездом на Самос Ивик мог провести какое-то время в Сикионе (полис на северо-востоке Пелопоннеса, в глубине Коринфского залива); они находят в текстах даже сноски на союз Сикиона со Спартой против Афин и Аргоса [6]. Плутарх в доказательство невысокой морали спартанок [7] цитирует описание женщин Спарты как «показывающих бедра»; цитата позволяет предположить, что Ивик побывал в Спарте.

После гибели Поликрата Ивик покинул Самос (возможно, вместе с Анакреонтом) и вернулся в Регий. В Палатинской антологии представлено анонимное стихотворение, прославляющее Регий как место упокоения Ивика; приводится описание могилы под вязом, покрытое плющом и белым тростником [8].

Ритор Диогениан приводит поговорку «коснее/глупее, чем Ивик»; он связывает ее с преданием, согласно которому Ивик отказался от возможности стать тираном Регия, предпочтя карьеру поэта [9]. Современные исследователи рассматривают один из сохранившихся фрагментов как свидетельство, наоборот, мудрости и гордости Ивика — в связи с этим возможным фактом его биографии: «Боюсь, чтоб чести у людей // Не купить ценой нечестья пред богами» (цитата сохранилась у Платона [10]). У Гимерия упоминается, что Ивик по дороге из Катаны в Химеру упал с повозки и сильно повредил руку, после чего долго не мог играть на кифаре [11]. Суда приписывает Ивику изобретение самбики, разновидности кифары [1]. Никакой информации о жизни Ивика более не сохранилось.

Со смертью Ивика связана легенда, которую приводит Плутарх [12]; по этой легенде в 1797 Фридрих Шиллер написал балладу под названием «Ивиковы журавли». Согласно этой легенде, Ивик погиб по дороге в Коринф на Истмийские игры. Он подвергся нападению шайки разбойников и был смертельно ранен. Умирая, Ивик посмотрел в небо и увидел стаю журавлей; «Будьте моими мстителями!» — воззвал он к ним. Разбойники только посмеялись. Затем они пошли в город, смотреть состязания, до которых не дошел Ивик. Сидя в театре, один из разбойников увидел пролетающих журавлей и обратился к товарищу с шуткой: «Вот летят мстители Ивика». Это было услышано; публика заволновалась, сказавшего схватили, начался допрос, и разбойники признались в содеянном. Фраза «ивиковы журавли» вошла у греков поговорку, имея смысл преступления, раскрытого посредством божественного вмешательства.

Творчество 

Александрийские ученые II—III вв. до н. э. собрали сочинения Ивика в семь книг; в отличие от текстов прочих Лириков эти книги не имели названий, а были просто пронумерованы. До 1920-х годов все сохранившиеся тексты Ивика представляли собой два фрагмента (7 и 13 строк) и около пятидесяти строк, разбросанных по античным комментариям. В наше время в Египте (Эль-Бахнаса, в древности Оксиринх) были обнаружены папирусы, содержащие фрагменты текстов; как сейчас считается, эти фрагменты входили в александрийское собрание. Сохранившиеся фрагменты насчитывают 40 стихов и содержат образцы монодической и хоровой лирики (последние считаются самыми ранними известными образцами хоровой лирики).

Для ранней поэзии Ивика (вероятно, под влиянием Стесихора) характерно повествование из области мифологии (при этом поэт часто модифицирует первоначальную легенду, снижая героический тон). Попав на Самос, Ивик обращается к более легкой любовной поэзии, и именно этот жанр прославил его в античности. Главной темой творчества Ивика в этот период представлена любовь к красивым мальчикам и девушкам (первое отдельно отмечается в Суде [1]). Как предполагается, эти песни исполнялись хорами мальчиков на соревнованиях красоты (какие проводились, например, на о. Лесбос).

Упомянутое выше посвященное юному Поликрату стихотворение, состоящее из 48 строк, является самым ранним известным эпиникием (хоровая ода, сочинявшаяся по заказу частного лица по случаю победы на состязаниях). Авторство приписывается Ивику на основании текстового и исторического анализа. В то же время отмечается, что качество стихотворения ниже прочих сохранившихся образцов. (Это, скорее всего, связано с «заказной» природой стихотворения; стих называют «пресным», «неумелым и неряшливым» [13] или, более мягко, «не безусловным успехом» [14].) Можно считать, что Ивиком был создан собственно жанр эпиникия — как ответ на социальный заказ придворного окружения при дворе Поликрата Самосского. (До находки этого папируса первенство в создании жанра приписывалось Симониду.)

Ивик выступает связующим звеном между западной и восточной греческой поэзией. Он писал на дорийском диалекте и использовал размеры, возникшие в дорийской школе; в то же время по тону и содержанию работы Ивика очень близки к эолийской школе. Тексты Ивика — сложная смесь «публичного» хорового стиля Стесихора и «частного» сольного стиля Сапфо и Алкея. Сегодня предполагается, что произведения Ивика могли исполняться как хором, так и солистом под обычный аккомпанемент струнного инструмента; что вообще все работы Ивика были собственно монодическими [15]. В то же время Ивик (там, где представлен мифологический сюжет) строит свои работы на основе разработанной Стесихором триады строфа-антистрофа-эпод. При этом следует модели так тесно, что даже древние с трудом различали стили этих поэтов [16]. Некоторые исследователи считают образы Ивика хаотичными, тем не менее оправдывая эту хаотичность как художественную особенность стиля [17]; при этом сам стиль называют «изящным и страстным» [18].

См. источники

  1. Suda, s.v. Ἴβῠκος
  2. Геродот, «История» III 39
  3. David A. Campbell; Greek Lyric III, Loeb Classical Library (1991), p. 211
  4. p. Oxy. 1790
  5. Douglas E. Gerber; A Companion to the Greek Lyric Poets, Brill (1997), p. 188
  6. Douglas E. Gerber; A Companion to the Greek Lyric Poets, Brill (1997), p. 189
  7. Плутарх, «Сравнительные жизнеописания», Ликург и Помпилий
  8. Палатинская антология VII 714
  9. Diogenianus II 71
  10. Платон, «Федр» 242d
  11. Гимерий, «Речи» LXIX 35
  12. Плутарх, «О болтливости» XIV
  13. John p. Barron; Ibycus: Gorgias and other poems, Bulletin of the Institute of Classical Studies, Vol. 31 Issue 1 (Dec. 1984), p. 13—24
  14. Bowra C. M.; Greek Lyric Poetry from Alcman to Simonides, Oxford University Press (1961), p. 241
  15. Nagy G.; Greek Literature Vol.7: Greek Literature in the Hellenistic Period, Routledge (2001), p. 287
  16. David A. Campbell; Greek Lyric Poetry, Bristol Classical Press (1982), p. 305
  17. David A. Campbell; Greek Lyric Poetry, Bristol Classical Press (1982), p. 306—307
  18. Herbert W. Smyth; Greek Melic Poets Biblo and Tannen (1963), p. 271

ΙΒΥΚΟΣ

информация
стихотворения

© Север Г. М., 2010. На сайте используется греческий шрифт.


ХРОНОЛОГИЯ • ПЕРЕВОДЧИКИ • ЛИТЕРАТУРА • МАТЕРИАЛЫ • ИЗОБРАЖЕНИЯ • СЛОВАРЬ

© C. SEVERUS • MMDCCLX • MMDCCLXVII